Вокалисту бывает трудно петь все время с одной громкостью, иногда непроизвольно он может то удаляться то приближаться к микрофону. Чтобы сгладить дефекты вокала, выровнять громкость - стоит применить компрессию. Как правило вокал всегда нуждается в компрессии.
Часто возникает проблема с шипящими. При произнесении их возникает свист. Чтобы устранить этот дефект нужно произвести компрессию в режиме деэссера. Т. е. при помощи эквалайзера надо подавить низкие частоты, поступающие на вход компрессора, выделить высокие, на которые он и будет реагировать. Таким образом можно выделить только ту часть спектра, в которой находятся эти свистящие звуки. Обычно они находятся в пределах 4-10 кгц. Но это не значит, что надо выставлять такой диапазон. Нужно сначала прослушать имеющуюся запись, пропустив сигнал через эквалайзер и подбирая частоту фильтра так, чтобы свистящие звуки наиболее сильно выделялись. Лучше использовать параметрический эквалайзер, он позволяет более точно выделить нужную часть спектра, не затронув соседние полезные частоты. Затем в компрессоре в Band Limiting следует выставить найденную экспериментально частоту, на которую и должен реагировать компрессор. Настраиваете компрессор так, чтобы он подавил свистящие звуки. Ваши установки могут быть примерно такими - 2.5:1, -30 дб, о частоте мы уже говорили. Эти установки означают, что при увеличении сигнала на 2.5 дб он будет изменен на 1 дб и такая обработка будет действительна для сигнала выше -30 дб (то есть сигнал меньше -30 дб обрабатываться не будет). Вы, естественно, будете делать установки в соответствии с имеющимся у вас материалом. Если ваши свистящие, к примеру, имеют уровень -40 дб, то значит -40 дб вы и выставите в поле Thresholds компрессора. Если свистящие все еще прослушиваются после компрессии, то измените коэффициент сжатия динамического диапазона до 3:1. В общем, думаю, смысл понятен, и дальше у вас все получится.
При компрессии вокала компрессия должна начинаться сразу, без задержек, поэтому время атаки компрессора на выходе выбирается минимальным. Время восстановления примерно 0.5 ms, а уровень компрессии выбирается чаще от 10 до 25 дб.
Если в паузах между словами слышны шумы, вдох/выдох вокалиста (если это, конечно, отдельный трек с вокалом, без музыкального сопровождения), то можно применить экспандер/гейт. Выставляете уровень срабатывания минимальным, таким, чтобы обрабатывался только сигнал шумов. Это можно организовать используя имеющиеся в компрессоре предустановки, а можно выставить праметры вручную в соответствии с имеющимся у вас материалом. Для этого в компрессоре имеется возможность собрать цепочку из нескольких переключателей. Для подавления шумов установки могут выглядеть приблизительно так (но не обязательно именно так):
1. Flat (значит Не изменяется, то есть коэффициент сжатия 1:1) above -10 дб (для частоты выше -10 дб) 2. Expand 8.9:1 - below -10 дб (для частоты ниже -10 дб) 3. Compress 18.7:1 below - 20 дб
Как было сказано выше несколько переключателей может быть собрано в одну цепочку, таким образом компрессия, экспандирование, шумоподавление, все можно проделать за один раз, собрав цепочку из 4 - 6 переключателей. Но если вы используете компрессор в режиме деэссера, то подключать другие переключатели не стоит, ведь в этом случае все действия будут производиться не над всем сигналом, а только над выделенной частотой спектра.